Слава маэстро Питера Мулине и известной Black & White не дают покоя разработчикам из многих игровых компаний, и за прошедшие три года на свет появилось множество продуктов, именуемых в народе "клонами"; но всем им, увы, так и не суждено превзойти оригинал. Вот об одной из таких игр и пойдет речь — прошу любить и жаловать: Heaven and Hell.
Итак, вы — бог. Вы сидите на небесах и смотрите на все происходящее из-за облаков. Ваша главная цель — обратить в свою веру всех людей, проживающих на Земле, однако на вашем пути встанет другой бог, который также хочет подчинить человечество себе. Вам нужно назначить пророков, которых можно выбрать из простых смертных, и с их помощью добиться победы!
Предлагаю вашему вниманию полное и подробное руководство и прохождение Heaven & Hell, однако, перед тем, как отправиться завоевывать умы наивных землян, рассмотрим некоторые общие моменты: управление и интерфейс игры, пророков и их назначение, божественную магию, строения, узнаем, что такое мана, ну, и в заключение расскажем, как проходить основную кампанию — как за доброго бога, так и за злого. Управление и интерфейс
Интерфейс игры не отличается особой сложностью и весьма ординарен для представителей данного жанрового направления — практически все управление осуществляется с помощью мыши; однако есть ряд так называемых горячих клавиш — их мы рассмотрим чуть ниже, сейчас же остановимся на интерфейсе игры. Практически все управляющие клавиши находятся в нижней части экрана, единственная кнопка наверху справа — пауза, при нажатии на нее появляется меню игры, с помощью которого можно загрузить или сохранить текущие результаты и выйти в главное меню. Это меню также можно вызвать, нажав клавишу Esc.
Теперь рассмотрим функциональные кнопки в нижней части экрана: слева находится кнопка перехода на основную карту, правее расположена карта локации, на которой вы в данный момент находитесь; синими точками на ней отмечены войска добрых сил, красными — армии сил зла. Далее следует меню магии персонажей — каждому пророку присущи свои заклинания; о ваших наместниках и их магии мы поговорим чуть ниже. Над меню располагается счетчик маны.
Правее находятся кнопки, с помощью которых вы можете использовать силу бога — о ней опять-таки чуть ниже в соответствующем пункте. В правой нижней части экрана расположены иконки пророков, чуть ниже находятся еще две кнопки: архив сообщений и цели миссии.
Esc — пауза. М — общая карта. Ins — божественное заклинание молнии. Del — поднять крестьянина и перенести его в определенное место. End — при игре за доброго бога — одарить обитателя, при игре за силы зла — ударить обитателя. Page Down — божественное заклинание землетрясения. Page Up — божественное заклинание, насылающее лягушек; при игре за силы зла роль лягушек выполняют жуки.
Мана
Мана — единственный ресурс, который необходим для совершения чудес. Каждое заклинание — божественное или пророческое — отбирает определенное количество маны. Мана восстанавливается через некоторое время. Чтобы процесс восстановления протекал быстрее, превращайте захваченные дома поселенцев в дома маны.
Пророки
Пророки — это наместники бога на земле, именно они несут веру народу и являются основными фигурами в игре. При игре за добро и зло пророки немного различаются, однако функции у них фактически одни и те же. Если пророк потеряет веру, миссия будет считаться проваленной, и вам придется начинать ее с самого начала или с места последней записи.
Теперь рассмотрим основные виды пророков, которыми вам предстоит управлять по ходу игры.
Заклинатель — он же проповедник. Ходит по селениям людей и читает проповеди. В качестве доказательства божественной силы наместникам всевышнего дается пара заклинаний, которые они используют для привлечения внимания верующих. У доброго пророка это радуга и ангел, у злого — огненный демон и стая жуков. По окончании демонстрации своих способностей пророки читают проповеди, после прослушивания которых часть поселенцев принимает вашу веру.
Воитель — также весьма необходимая фигура в игре. Дело в том, что некоторые селения весьма недружелюбны, и вам придется немного усмирить их жителей, чтобы они смогли затем выслушать проповедника и принять вашу веру. Разумеется, сам начальник сражаться не может, так что вам придется рекрутировать крестьян из захваченных поселений. Начальник может вести максимум 11 человек. Кроме возможности набора в армию, воитель наделен заклинаниями, с помощью которых он может подбадривать солдат во время схватки.
Хитрец — может прокладывать дороги и открывать доступ в малодоступные части карты. На самом деле услуги этого пророка требуются не так часто, но иногда без него просто не обойтись.
Строитель — может возводить дома настроения или ремонтировать испорченные. Очень пригодится в некоторых миссиях.
Пророк-подражатель — весьма интересная личность — поможет вам запутать силы противника. Он наделен способностью превращаться в простого селянина, разрушать дома настроения неприятеля. Еще он может разрушать дороги и создавать несколько изображений пророков, чтобы запутать врагов.
Пророк-старейшина — обладает одним из наиболее эффективных заклинаний: обращение в свою веру всего города. Правда, стоит эта радость немало.
Пророк-шпион — может проникать в неприятельские селения и воровать у них ману. Доступен только при игре за силы зла.
У вас, как и у любого среднестатистического божества, в арсенале имеется несколько заклинаний, с помощью которых вы можете поощрить или наказать жителей: одарить их, посадить цветы или, наоборот, устроить землетрясение или ударить молнией. Теперь рассмотрим каждое заклинание более подробно. Молния
У вас есть возможность ударить молнией по какому-либо объекту или сооружению. Особенно это заклинание эффективно во время схваток с иноверцами. Хороший удар прервет проповедь иноверного проповедника и нанесет ему серьезный удар, также молнию можно использовать и против других пророков. Единственный недостаток — данное заклинание можно использовать с интервалом не менее минуты, а за это время может произойти многое. Землетрясение
Неплохая альтернатива молнии — в указанном месте начинается землетрясение, нанося серьезный ущерб поселению Единственный недостаток — заклинание, опять-таки, можно использовать с интервалом не менее минуты.
Цветы
Цветы бывают двух видов — цветы жизни и смерти. При игре за доброго бога вы сажаете цветы жизни, за злого, соответственно, смерти. Основное назначение заклинания — поощрение жителей. Лягушки/пауки
Еще одно из устрашающих заклинаний. При игре за доброго бога вы можете выпустить во вражескую деревню кучу лягушек, за злого — пауков, чтобы испугать поселенцев, верящих другому богу.
Ударить/одарить обитателя
Также поощряющее заклинание, влияющее на настроение поселенцев. Можно использовать на одном сельчанине, чтобы изменить его настроение — либо на хорошее, либо на плохое, в зависимости от того, за какого бога вы играете.
Перенести обитателя
У вас есть возможность перенести простого смертного в любое место на карте. Следует отметить, что данное заклинание не распространяется на пророков.
Население
В данном пункте мы скажем несколько слов о жителях поселков, которые вам предстоит захватывать. Следует отметить, что каждый селянин имеет собственный дом, и принадлежность строения к той или иной вере напрямую зависит от его хозяина. Как только человек переходит на вашу сторону, его жилище также принадлежит вам — впрочем, о строениях мы поговорим чуть ниже.
Всех людей условно можно поделить на нейтральных, не принадлежащих к какой-либо вере (их-то легче всего обратить в вашу веру) и верующих. Веровать поселенцы могут как в силы добра, так и в силы зла. Верующих завоевать сложнее, особенно это касается селян, которые поклоняются злому богу.
Над некоторыми селянами есть значки в виде красной ауры, если они верят злому богу, или белой ауры, если они верят в силы добра — эти ребята наиболее опасны, и вам придется приложить силы, чтобы усмирить их; обычно это делается при помощи военачальника и нескольких солдат. Настроение селян поддерживается с помощью домов настроения (хорошего или плохого — зависит от бога), но о них чуть ниже.
Условно всех жителей можно поделить на три вида: крестьяне, рабочие и кочевники. Они фактически не различаются между собой, разве что живут в разных типах поселений — если, например, крестьяне обитают в поселках с деревянными домами, то у кочевников это, прежде всего, палаточные городки. Рабочие же проживают в домах, сложенных из камня.
Все строения в игре можно подразделить на два вида: простые и магические. Магические постройки в игре бывают двух видов, независимо от того, за какого бога вы играете — дома маны и дома поднятия настроения. Рассмотрим их немного подробнее.
Дома маны — необходимы для добычи маны, которая нужна для использования заклинаний. Дома поднятия настроения — чтобы укрепить веру селян, также советую возвести в поселении одну-две таких постройки: они поднимают настроение крестьян и укрепляют веру в вас.
Все постройки подразделяются по уровневому принципу — бывают постройки первого, второго и третьего уровней. Чем выше уровень, тем сильнее магическое влияние дома на окрестных обитателей.
Кроме магических построек, в игре есть обычные дома, которые, как и их хозяева, бывают или нейтральными, или же принадлежат какой-либо из вер. В каждом поселении имеется городской центр — главный дом, который обычно располагается в центре поселка. Если навести на дом курсор мыши, то можно посмотреть график настроения жителей и узнать, какая вера преобладает в селении — в силы добра или зла.
Прохождение
Тренировочная миссия
Перед тем как приступить к прохождению кампаний, вы можете уделить некоторое время тренировочной миссии. Она не отличается особой сложностью — поэтому подробно на ней мы останавливаться не будем. Во время миссии вас научат обращаться с интерфейсом игры, управлять пророками, возводить здания и т. д. Все это мы уже рассматривали в общей части, так что не будем повторяться и приступим к прохождению кампании. Кампания добрых сил
С самого начала игры доступна только кампания добрых сил, миссии за злого бога откроются после прохождения первой кампании. А теперь вперед — и пусть добро победит...
Миссия 1
Первым делом создайте пророка и следуйте на вершину горы. Расчищайте себе путь с помощью молнии. Поднимитесь на гору — теперь пророк доказал свою веру. Следующая задача — обратить в свою веру поселение кочевников на юго-востоке карты. Следуйте по дороге и отбейтесь с помощью магии от врагов. Пройдите в селение, покажите жителям радугу и ангела, затем читайте проповеди. Когда население перейдет на вашу сторону, постройте дом маны, а затем сделайте пророка-хитреца из какого-нибудь крестьянина. Проложите путь на север и обратите в вашу веру второе селение на северо-востоке карты. Сделайте пророка-воителя, наберите нескольких солдат, а затем проложите дорогу на северо-запад — здесь есть еще одно поселение рабочих, которых нужно обратить в свою веру. Используйте солдат, чтобы усмирить их, а затем запускайте проповедника и обращайте поселение в свою веру. Победа!
Миссия 2
Довольно-таки линейная миссия. Пройдите к поселению на восток и обратите его в свою веру до наступления темноты, иначе потом придется отбивать напор войск злого бога и разбираться с его проповедником. Когда поселение будет вашим, следуйте по дороге, и обратите в свою веру поселения в центре и на северо-западе карты. Наберите солдат и направляйтесь к поселению на северо-востоке карты, не обращайте внимания на рабочие поселки, охваченные злом. Когда указанное поселение будет захвачено, миссия будет выполнена.
Захватите три поселения, затем выберите одного из крестьян и превратите его в пророка-строителя. Отправьте его к архитектору и возведите на горе напротив злого поселения дом добрых сил. Затем прорвитесь к своему поселению на востоке карты.
Миссия 4
Вам предстоит оборонять поселок от сил зла в течение трех дней. Предупреждаю сразу — задачка не из легких. Создайте пророка-подражателя, пару домов маны, дом хорошего настроения — и обороняйтесь. Разберитесь с неприятелями, и по прошествии некоторого времени миссия будет выполнена.
Миссия 5
Вам нужно освободить древо познания от сил зла. Используйте армию, чтобы отбить атаку неприятелей, а затем разрушьте заведения. Захватите поселение на севере, добывайте ману и возводите свои заведения на месте вражеских. Возможно, вас побеспокоят неприятели — обороняйтесь от их атак. Как только все заведения будут построены, миссия будет выполнена.
Миссия 6
Вам нужно захватить город на севере карты. Уничтожьте статуи и обратите в вашу веру близлежащие поселения. Постройте два здания эльфов, чтобы перейти на другую сторону, и обратите в свою веру поселки поблизости. Главная цель — город. Поднакопите маны и используйте пророка-старейшину, чтобы обратить жителей в свою веру. Победа!
Миссия 7
Заключительное и самое трудное задание. Вначале обратите в свою веру все поселения на карте, кроме центрального, постройте ковчег и обратите в свою веру поселение в центре. А потом начнется потоп...
Кампания сил зла
Итак, всемирный потоп свершился — казалось бы, на земле воцарилось добро, однако это не так. Зло еще не уничтожено. И его час настал...
Миссия 1
Берите шпиона и следуйте к городу в центре карты. Обратите одного из жителей (он поклоняется темным силам) в проповедника и захватите город в центре карты, затем таким же образом захватите другие поселения. Победа!
Миссия 2
Захватите три города в центре карты и возведите там парки развлечений. Ману можно украсть из поселений, в которых поклоняются доброму богу. Затем проложите дорогу к одному из поселков, разберитесь с военачальником и захватите все города. Победа!
Миссия 3
Силы добра захватили ваших пророков и, как вы и догадываетесь, вам предстоит их выручать. Обратите в свою веру три нейтральных поселения в центре карты, а затем одно — чуть севернее, снесите монастырь и поставьте статую злого бога. Теперь таким же образом двигаемся вперед и захватываем еще два селения. Победа!
Миссия 4
Задача миссии довольно проста — вначале захватите поселения на окраине острова, а затем в центре. Используйте проповедника и воителя, чтобы захватывать города; однако ваши враги тоже не дремлют и вам предстоит приложить немало усилий, чтобы одержать победу. Когда захватите все поселения, миссия будет считаться пройденной.
Цель миссии — захватить все неприятельские поселения; затем используйте магию бога и пророка-воителя, чтобы расправиться с воителем добра и десятком солдат в центре карты.
Миссия 6
Главная цель — построить башню, чтобы спастись от всемирного потопа, который хотят устроить силы добра. Захватывайте поселения, добывайте ману, а затем возводите башню — спасите в ней не менее 66 безбожников, иначе проиграете.
Миссия 7
Вот и настало время для последней, решающей схватки. Вам нужно собрать ману, чтобы сделать Армагеддон, однако для этого необходимо найти семь наемников — по одному в каждом поселке. Вначале убейте вражеского строителя и возведите семь статуэток вокруг ямы в центре — теперь вся мана врагов принадлежит вам.
Захватывайте поселения и вербуйте юношей, а затем начинайте Армагеддон. Зло победило.